Приемные дети. Про еду.

June 15, 2017

 

Оригинал взят в LJ kichinekei (журнал удалён).

 

 

Моя очередная попытка сделать что-то нужное и систематизировать усыновительский опыт. Я попытаюсь, опираясь на российские форумы приемных семей и на англоязычные статьи и блоги, перечислить приемы, благодаря которым ребенок сможет забыть свое приютское прошлое и, соответственно, легче преодолеть привычки и поведенческие модели, идущие с ним по пятам.

Например, напишу про еду и пищевые проблемы.

 

Важный момент: я изначально исхожу из соображений, что ребенок хорош, а не плох, поэтому насильственные методы (т.е. все, что вызывает у ребенка плач и отказ) не считаю успешными и спорить на эту тему тоже не буду.

Все, что предлагается здесь делать, нужно делать в таком ритме, который хорошо воспринимается самим ребенком и не насилует его ни в какой мере. Один ребенок преодолеет пищевые проблемы за пару месяцев дома, другой - за годы, но на своем ребенке я знаю, что все здесь указанное работает, просто для каждого с разной скоростью. У нас, кстати, как раз медленный случай.

 

Давайте представим себе, как питался ребенок в детском доме и что он может думать о еде вообще.

 

Вот он еще совсем малыш, только родился и уже брошен. Еда для каждого малыша - это то же самое, что тепло, спокойствие, надежность. Он хочет этого постоянно, напоминая о себе криком и плачем. Приходит ли к нему еда по его требованию? Нет. Она сваливается среди пустоты, ни от куда, "с неба", в виде холодных рук, делающих механические движения. Еда льется слишком быстро, она может быть слишком горячей или уже остывшей, в зависимости от того, каким по очереди его кормят. Но она - это почти единственное, что происходит с ним в течение дня. Ребенок понимает, что он не может управлять чувством голода и своими желаниями. Он чувствует, что здесь от него ничего не зависит. Он постоянно напряжен и испытывает стресс, поэтому все кормления превращаются для него в соломинку, за которую можно ухватиться и хоть немного успокоиться. Маленький человек начинает зацикливаться на пище.

 

Малыш подрос. Он уже понял, что кричать бесполезно, поэтому кричал и агукал в разы меньше, чем домашние дети, а также в разы меньше сосал. Его рот словно "заморожен", мышцы недостаточно развиты, а его уже начинают приучать к кормлению с ложки и питью из чашки. Еда опять льется к нему слишком быстро. У него не хватает сил как-то контролировать этот процесс. У него не хватает времени почувствовать весь вкус и консистенцию пищи во рту. Как кормят «подрощенных» малышей в доме ребенка можно посмотреть, например, на этом видео с 1:10 минуты.

 

 

 

Мальчика держат, зажав его голову рукой. Он не может посмотреть на еду, поэтому отрешенно смотрит перед собой. Таким образом, он не получает никакого зрительного стимула в процессе еды. Он не видит еду, не трогает ее, не успевает прочувствовать ее языком, щеками, ртом. Надо ли говорить, насколько важно, даже взрослому человеку, иметь возможность насладиться внешним видом блюда, его цветом, текстурой, ароматом. У ребенка в доме ребенка нет этого шанса. Он не видит даже ложку и не может потянуться к ней навстречу, даже этой маленькой радости действия он не познал. История продолжается - еда появляется сама по себе, она мимолетна, она не удовлетворяет в полной мере, а лишь дразнит. Зацикливание на еде продолжается, усугубляясь сенсорными нарушениями - недоразвитием мышц рта, языка, зрительным голодом.

 

Ребенок подрос и начинает кушать сам, сидя за столиком с другими детками. Он видит, что всем достается одно и то же, в одно и то же время. Это продолжается изо дня в день и заставляет его думать, что еда - это то, что без вариантов и отклонений бывает у всех и всегда, повторюсь, в одно и то же время и в одинаковом объеме. Ребенок никогда не видел, что кто-то может просто перекусить, стоя у холодильника, глазея в окно. Он не знает, что можно ходить по квартире с яблоком и в это же время играть в игрушки. Еда - это только еда. Она ни с чем не совмещена. Ни с разговорами, ни с игрой. Во время еды его мозг приучается заниматься только этим процессом, он еще больше "циклится" на пище.

Дальше можно не продолжать, наверное.

 

В результате мы имеем ребенка, который скорее всего будет

- испытывать серьезной пищевой голод, переходящий на все сенсорные уровни - зрительный, осязательный и обонятельный;

- иметь недоразвитый жевательный аппарат, слабый глотательный рефлекс, "замороженный" рот;

- не знать о еде ничего: откуда она берется, сколько ее может быть, всегда ли она есть и пр.;

- зацикливаться на еде.

 

В итоге ребенок, попадая в семью, будет либо есть очень много и безразборчиво, либо кушать чрезвычайно мало и очень избирательно, потому что его рот, глаза и нос просто не готовы к такому объему новых ощущений. Но, скорее всего, через какое-то время он будет демонстрировать противоположное поведение - то так, то так. Это вообще свойственно детдомовским детям, как свойственно и любым людям с сенсорными нарушениями. Как только такие «качели» с едой начались - это знак, что ребенку уже гораздо лучше. (подробнее о сенсорных нарушениях всех видов можно почитать в книгах о сенсорной интеграции).

 

На этом видео можно посмотреть, как ест недавно усыновленная из Китая девочка-отказница 27 месяцев.

 

 

 

 

Руки и язык не понимают, как положить еду внутрь рта, язык не умеет лизать, потому что не имел возможности этому научиться. Такой ребенок будет есть хорошо только с ложки, которую ему запихивают глубоко в рот. Но продолжение детдомовского стиля кормления отсрочит "выздоровление" ребенка, ведь рот, а значит и мозг, так и не смогут удовлетворить свой накопившейся пищевой голод.

 

Что нужно делать, чтобы снять это вечное пищевое напряжение у приемного ребенка?

Сейчас списком пойдут советы без привязки к какому-то возрасту. Родители сами смогут выбрать, что под силу сделать их ребенку.

Повторюсь, все плавно, без гнева и насилия.

 

1. "Разморозить" рот

 

ОЩУЩЕНИЯМИ (такие упражнения полезны как раз перед едой, чтобы «разогреть» рот)

 

- Трогать (в игровой форме) рот, язык, зубы ребенка зубной щеткой, пальцем.

- Делать ему легкий массаж вокруг рта для укрепления мышц.

- Мазать губы ребенка медом, мазать мед вокруг рта, провоцируя лизание.

- Поощрять ребенка есть руками!

- Для более старших -  разлить мед по тарелке и попросить слизать его.

- Играть в пуляние ртом ледяными кубиками, замороженными клубниками.

- В такие штуки или их подобие загружать неразмолотую твердую еду круглой формы (вареный горох, фасоль, чечевицу) и давать ребенку ее сосать.

- Даже пятилеток перевести с обычной чашки на детский поильник для проработки правильного размеренного глотания.

- Давать часто пить из трубочки.

- Даже взрослым детям один раз в день наливать молоко в детскую бутылочку с соской.

- Давать соску, предлагать ее периодически, даже в случае повторяющихся отказов.

- Стараться активировать задние жевательные зубы ребенка (детдомовские дети жуют обычно резцами), методично показывать ему щеткой, пальцем, кусками еды, что можно жевать и таким способом.

- Делать логопедическую артикуляционную гимнастику.

 

РАЗГОВОРАМИ И ОБЩЕНИЕМ

 

В книге Каролин Эльячефф "Затаенная боль" был описан случай с мальчиком Матиасом. "Психоаналитик сказала ребенку: «Тебе не хочется есть. Тебе хочется слов». Он режет пирожное ножом, и, глядя на меня, смеется и прячет язык. Перед уходом он самостоятельно собирается и уносит с собой нарезанные им кусочки пирожного. Этот ребенок, который, как мне не раз говорили, страдал обжорством и в поисках съестного готов был рыться в отбросах, не попробовал очень хорошее пирожное, найденное в зале ожидания. Комментируя ему его собственные действия, я каждый раз подчеркиваю символическое и языковое богатство, с помощью которого можно выразить его действия и чувства. Он в буквальном смысле насыщается моими словами, и его желание общаться значительно сильнее, чем желание есть. В свете этого сеанса можно предположить, что если бы с ним больше говорили, то свою потребность в еде он не путал бы с жаждой общения. Так что в тех случаях, когда младенцы едят явно больше нормы, возможно, с ними нужно просто иногда разговаривать, а не совать им в рот бесчисленные рожки с питанием. ".

 

2. Разбить "детдомовскую" схему приема пищи

 

Я думаю, что вначале ребенку любого возраста (даже до года) можно словами спокойно объяснить, что теперь он находится дома и дома правила приема пищи другие. И рассказать ему, как он может теперь делать. Например, я своему как мантру говорю – «ты можешь попросить попить воды, так все делают». Мой сын не чувствует жажды и не просит пить и после года дома.

- Есть на улице.

- Перекусывать за игрой в детской комнате.

- За общим столом не накладывать еду лично каждому в тарелку, а класть ее в большую емкость и ставить в центр стола, поощряя ребенка самому положить себе столько, сколько ему нужно. Желательно первое время сразу готовить побольше, потому что не только приемный ребенок, но и все остальные члены семьи от нововведения будут съедать больше обычного. Через неделю можно готовить прежнюю норму, но делить ее на две порции. Когда еда в большой емкости заканчивается, вы накладываете доп. порцию, создавая эффект «рога изобилия».

- Часто предлагать попить просто воды, иногда для «успокоения» нужна обычная вода.

- Кормить друг друга, угощать друг друга и делиться едой, проговаривая «малыш угощает маму, как вкусно и пр.».

- Не ругать ребенка за пролитое молоко или разбросанную еду (его и без вас уже достаточно за это ругали, а эффекта нет).

- Не ругать за наличие или отсутствие аппетита.

- Давать ребенку выбирать между обозначенными вами продуктами: «Ты будешь сок или компот?»

 

3. Ознакомить ребенка с миром еды

 

- Водить ребенка по магазинам с едой. Если ему сложно, и он устраивает истерики, делать очень короткие заходы. Ребенку это нужно.

- Давать ему небольшой выбор. Не просто «давай купим, что ты хочешь», а «что ты хочешь – яблок или груш?».

- Привлекать ребенка к приготовлению пищи.

- Показывать ему, что есть в холодильнике, даже если он сам не дает понять, что ему это интересно.

- Устраивать вылазки в кафе, проговаривая, что происходит.

- Играть в застолье, чаепитие, магазин, кухню.

 

На фоне вышеописанной «терапии» нужно периодически предлагать новую еду и новую текстуру пищи. Для ребенка-обжоры можно устроить, например, «праздник» риса, арбуза, сливы и прочее. Ему понравится такое повышенное внимание к пище.

Для ребенка-неедока, наоборот, новые вкусы и продукты надо вводить незаметно, без лишнего ажиотажа. Например, можно на хлеб (обычно его дети из системы любят) намазать клубничное пюре, воткнуть в него вареные рисинки и т.д.

 

Если ребенок отказывается от любой твердой пищи, то можно начать со сладкого. Ну какой ребенок устоит? Например, в шоколадный крем накрошить печенья, затем сделать еще один шаг – куски печенья сделать побольше, затем – уже на целое печенье намазать шоколадный крем.

 

Если на фоне достаточно хорошего питания, ребенок все равно плохо растет и плохо набирает в весе, то необходимо:

- сдать кровь на гемоглобин;

- проверить на «дисбактериоз»;

- проверить на переносимость глютена (сам тест очень долгий, лучше – просто опытным путем исключить глютеновые продукты, скажем, на месяц и посмотреть на результат);

- проверить на непереносимость молочного белка.

В сложном случае надо обратиться к врачу.

 

В статье использована информация с сайтов:

http://conf.7ya.ru/frameset.aspx?cnf=Adopt

http://www.childneurologyinfo.com/sensory-text-library1.php

http://www.videopassport.ru

http://blogs.psychcentral.com/weightless/2012/11/helping-adoptive-parents-overcome-feeding-problems-qa-with-dr-katja-rowell/

http://www.peds.umn.edu/iac/topics/feeding/home.html

Please reload