Модель динамики отношений, ведущих к возврату приёмного ребёнка

June 29, 2017

Джудит С. Райкус, Рональд С. Хьюз.

Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска.

Практическое пособие в 4 т. Том IV. Размещение и стабильные условия жизни.

 

 

 

1. «Медовый месяц». В первые дни совместной жизни все члены семьи испытывают удовлетворение, приятное волнение, оптимизм.

 

2. Снижение уровня удовлетворённости. Родители начинают ощущать напряжённость в своём взаимодействии с приёмным ребёнком. Некоторые формы поведения, которые казались родителям забавными, терпимыми или временными трудностями, никуда не исчезают и теперь вызывают раздражение.

 

3. Кризис адаптации. Усиление напряжения приводит к ещё большему ухудшению поведения ребёнка, отсюда следует родительский вывод – ребёнок оказался «неправильным». Ребёнок также может пользоваться стратегией изоляции, а это трактуется родителями как «неблагодарность» или ощущение, что «новенький» так и останется чужим в замещающей семье.

!!! Важно отметить, что все модели адаптации ребёнка и семьи включают в себя этап кризиса адаптации. Если семья справляется с этим кризисом, то он выполняет ряд положительных функций: помогает ребёнку методом проб и ошибок исследовать своё место в семье, даёт опыт совместного преодоления трудностей. Не стоит забывать, что одной из причин кризиса адаптации является положительная динамика, т.к. процесс, в ходе которого ребёнок достаточно привыкает к новым родителям, что может выражать при них даже самые интенсивные эмоции и требовать удовлетворения своих потребностей.
Если семья справляется сама или получает помощь на данном этапе, то дальнейшие отношения в ней развиваются благоприятно. Однако восприятие приёмного ребёнка как источника проблем, отсутствие информации о природе кризиса и эмоциональной поддержки, делают этот этап первым шагом на пути к возврату.

 

4. Выход проблемы за пределы семьи. Даже если родители не хотят выносить «сор из избы», постоянный конфликт становится заметным для посторонних: либо трудное поведение ребёнка продолжается и за пределами семейного круга – в детском саду, в школе, у репетитора, либо родитель и/или ребёнок срываются друг на друге в присутствии свидетелей. В зависимости от увиденного во время этих инцидентов и от своей позиции в конфликте, окружающие могут вставать на сторону родителей или ребёнка, жалеть принимающую семью или обвинять её в жестоком обращении.

 

5. Поворотный момент. В напряжённой атмосфере происходит некое событие, после которого члены семьи уже не могут жить, как раньше. Это может быть абсолютно неприемлемым для семьи поступком ребёнка (сексуально-окрашенным поведением, агрессией в адрес других детей или животных) или собственными действиями взрослого, вызывающими острое чувство вины («После того, как я его наказала, я не заслуживаю быть его матерью»).

 

6. Установление крайнего срока или предъявление ультиматума. Родители требуют от ребёнка изменить своё поведение под угрозой возврата в учреждение; решают подождать некоторое время, не улучшится ли ситуация, и, если положительных изменений нет – вернуть ребёнка. В качестве временного ориентира может служить не условный промежуток времени, а определённые действия, например, ожидание результатов психоневрологического обследования или «решающей» консультации у авторитетного специалиста.

 

7. Итоговый кризис. Меры, принятые на предыдущем этапе, не срабатывают: ультиматум нарушается, время не лечит или специалисты говорят нечто, что родители уже не могут принять.

 

8. Реализация решения о возврате ребёнка. Окончательное решение могло быть принято давно, но откладываться как болезненное и социально-нежелательное или действительно возникнуть только на данном этапе.

!!! Как правило, в момент обращения за помощью семья уже находится на грани возврата, и остаётся только надеяться, что родительский ресурс ещё можно восполнить и не допустить возврата ребёнка в детское учреждение.
 

Please reload