"Весна на Заречной улице" глазами психолога

В рамках программы "Каждую неделю по тематическому фильму" посмотрела старое доброе кино "Весна на Заречной улице". Так уж вышло, что до вчерашнего вечера целиком я его не видела ни разу, а тут накатило что-то.



Сюжет: молодая учительница приезжает в промышленный городок и устраивается в школу рабочей молодёжи. Один из учеников, первый парень на деревне, влюбляется в неё суровой металлургической любовью. Страдания, учёба, социализм. Финал открытый, но умные точно побеждают.


О чём я подумала в первую очередь? О том, что мне не хватает такого обычного кино. Где характеры не вылезают за рамки образов, герои действуют логично и нет ничего слишком. Учительница учит, ученики умнеют, жизнь идёт.


Главная героиня, живая молодая женщина, выглядит психологически зрелой. У неё есть свои интересы, друзья и не трагический бэкграунд. При этом на работе она сразу грамотно встаёт в "родительскую" позицию и очерчивает границы отношений.


Главный герой не в контакте со своими чувствами, но добрый и стремящийся к развитию. Что важно, потому как у него есть время и пространство для изменений. Такой герой не может сделать гадость. Он может сделать глупость, но у него всегда остаётся возможность исправить свои ошибки. Он готов откатить ситуацию к началу и приложить усилие.


Антагонист главного героя - мерзотный застойный типчик, но до чего ж узнаваемый! Очаровательный мастер пассивной агрессии. По сей день довольно востребованный типаж. Только в пятидесятые такие вот ребята работали на заводе, а сейчас записывают мотивационные ролики на тему "укрощения баб".


С точки зрения семейной системной психологии наиболее жизнеспособными в фильме выглядят герои, у которых в прошлом было всё нормально с сепарацией из родительской семьи. Учительница получила образование, переехала в другой город, не цепляясь за маму (с которой всё в порядке) и умея организовать свой быт. Инженер, у которого тоже всё нормуль по жизни, в т.ч. здоровое отношение к женщинам, также умеет жить самостоятельно и дружить с соблюдением границ.


Главному герою с семьёй повезло чуть меньше. Он живёт с матерью и двумя младшими сиблингами. Отца в семье нет, поэтому он за главу семьи. Он неглупый товарищ, хорошо зарабатывает. У него есть принципы и самоограничения. Хотя в коммуникации с женщинами наблюдается большой затык. Что с учительницей, что с предыдущей девушкой Зиной. Герой умеет либо хамить, либо заискивать перед женщинами. Выстраивать партнёрство пока не научился. Видимо, в отношениях с собственной матерью у него нечто похожее.


В фильме показана семья бывшей девушки главного героя. Мама и дочь. Мама гротескно противная и зацикленная на деньгах. Дочь молода, красива и готова переживать сложные чувства, но не может оторваться от подавляющей и контролирующей матери. Никакой стадии "монады" (см. "жизненный цикл семьи") там не подразумевается. Из семьи можно выйти только замуж, да и то недалеко и ненадолго.


У главного мудака картины вообще нет семейной линии. Он герой без роду и племени. Возможно, он слишком рано сепарировался от родных, или вообще не получил должной заботы в детстве. Вот эта вот гипертрофированная социальность без потребности глубоко привязываться часто свидетельствует о серьёзных проблемах в детско-родительских отношениях.


Семейная история героев освещается по касательной, но является важной составляющей картины. Так обычно бывает в хорошем кино: авторы находят возможность в трех словах описать биографию героев, но без этих трёх слов сюжет становится убогим.


Но вернёмся к обычному взгляду. Доброе кино, забытый жанр производственного романа с человечески лицом. У героев помимо п#$%остраданий есть и другие векторы развития. Учёба, труд, какие-то идеалы. Т.е. даже вне личной жизни у них всё более-менее нормально. Есть, зачем жить.


Короче говоря, рекомендую посмотреть или пересмотреть. Можно даже раскрашенную версию, она на удивление бережно сделана.

Просмотров: 3

Недавние посты

Смотреть все