"Риф" Алексея Поляринова и сектанство

Признак хорошей художественной книжки - это когда ты её прочитываешь за один присест. О, этот редкий кайф беспрерывного чтения! Так я “заглатывала” ранних Пелевина и Елизарова. Так я пару лет назад прочла “Девочек” Эммы Клайн, а две недели назад “Девчат” Бориса Бедного.


А вчера вот оприходовала “Риф” Алексея Поляринова. Разом, махом, запоем.


Сюжет лихой и неординарный. Через истории разных героинь автор рассказывает о том, как функционируют религиозные секты и как происходит вербовка сторонников культа. Написано лихо, динамично. Есть, конечно, парочка мелких шероховатостей в части, когда рассказывается о советских временах. Ну, например, “грант”, о котором говорит советский учёный в 1982 году. Грант на исследование, ага. И финал, конечно, больше художественный, чем логичный. Но в целом бодрый фикшн без лишней воды.


Отдельно хочу порекомендовать эту книгу своим коллегам, особенно семейным психологам. Там так здорово выписаны всякие семейные дисфункции! Прямо на примере нескольких поколений. Без морализаторства, но с анализом и внятной картинкой. Можно даже разбирать на сессиях, на группах или со студентами, если вы преподаёте.



Вообще, меня с юных лет волнует тема сект и сектанства. Не до такой степени, чтобы изучать подробно, но в качестве фитнеса для ума. Моя юность пришлась на расцвет всяких проповедников и альтернативных верований. Из каждого отверстия лезли кришнаити, неохристиане, свидетели Иеговы и прочие велосипедисты седьмого дня. Я уж молчу о мелкопоместных мистиках, собиравших вокруг себя небольшие кружки сторонников.


Сейчас сложно представить, но когда мы учились в школе, к нам прямо на занятия приходили американские миссионеры и задвигали про царствие божие на “ихний” манер. Это даже тогда казалось ненормальным, но я всё равно принимала участие в коллективной молитве. Ну, типа, все же так делают - от меня не убудет. И до сих пор мне противно, хотя столько лет прошло.


Уважаемое мироздание многожды отводило меня от всякой религиозной херни. В тринадцать лет, ещё до школьных проповедников, вожатые из пионерского лагеря вежливо, но настойчиво тянули меня в Московскую Церковь Христа. Мне было тринадцать, мне хотелось тусоваться со взрослыми девочками. Но однажды я случайно попала на их грандиозную сходку в МДМ. Я пришла туда не за этим - у меня были билеты в театр, который располагался в малом зале. А во всём остальном здании тусовались эти самые христиане. Со стороны - так часто бывает, когда случайно врываешься в чужую тусовку - всё это выглядело нелепо и даже омерзительно. Я поглядела на хороводы и экстатические молитвы - и всё, как отрезало.


Ещё в качестве вечного фона маячили сайентологи. В начале девяностых они выкупили здание заводского детского садика и обосновали там свой “центр”. Адептов набирали из жителей близлежащих районов. Вербовщики у остановки “Площадь академика Люльки” воспринимались частью ландшафта. Мимо забора “центра” мы ходили в школу и периодически наблюдали зомбические игры посетителей на свежем воздухе. Так, например, “кураторы” могли по сорок минут бросать участникам мяч и повторять одни и те же слова, например, названия птиц. Участники должны были повторять и бросать мяч обратно. На первый взгляд, безобидные увеселения, но когда я смотрела на это из-за забора своего родного садика, становилось жутко.


А потом, когда я стала постарше, выяснилось, что родителей некоторых моих одноклассников и знакомых таки основательно всосали эти напористые хаббардисты. Истории были разные: от попорченной нервной системы до серьёзных финансовых потерь. И ни одной радостной. Мамина знакомая отнесла сайентологам все свои сбережения, а потом, немножко осознав содеянное, ушла в алкогольный штопор на год.


В шестнадцать я случайно познакомилась с парнем, полукорейцем, который некоторое время довольно плотно общался с мунистами. Я понятия не имела, что это за Мун такой, поэтому подробно расспрашивала об устройстве и ритуалах. Важно, что мы познакомились конкретно на стадии его выхода из секты. Ему названивали “братья” и запугивали какими-то небесными карами. Забавно, но именно он научил меня троллить уличных зазывал сайентологов. Надо было посмотреть прямо в глаза, дотронуться до плеча и могильным голосом произнести: “Брат, бог работает через тебя! Я слышу его слова!”. И с максимально идиотской улыбкой уходить в туман. :) На затурканных “уличных” хаббардистах этот трюк срабатывал. Хотя сейчас я понимаю, что отсутствие контакта в таких случаях всегда лучше, чем любой контакт.


Кстати, это был очень неглупый мальчик с очень ресурсной семьёй - я разговаривала с его родителями. Думаю, они и стали локомотивом, вытащившим его из культа. Меня тогда серьёзно поразило, что даже вот такие шибко интеллектуальные ребята из хороших семей легко поддаются обаянию чёрт знает кого. И потом всю оставшуюся жизнь латают дырки в психике.


Потом были всякие переводные с американского тренинги, лайфспринг, “Синтон” и прочее околопсихологическое. И всегда, хвала небесам, не со мной, а с кем-то из знакомых. Мне, тогда уже студентке психфака, было достаточно материала для наблюдения (а меня тогда сильно интересовали технологии ведения тренингов), чтоб не соваться туда самостоятельно. Но всё равно было удивительно, как быстро, буквально с первого раза участников этих тренингов обрабатывают и подсаживают на продолжение.


Курсе на третьем-четвёртом я несколько раз по приколу (вот дурища была!) ходила на всякие всякие мероприятия с названием “тренинги”, но на самом деле - замаскированные продажи всякой бесполезной ерунды. Типа страховок жизни или таймшеров. У меня не было денег от слова совсем, и это был мой первый талисман. Второй - всё-таки некоторые знания, залитые в институте. Я ходила туда наблюдать за методами.


Приходящих вместе рассаживали, не выпускали из зала, задалбывали музыкой, не разрешали есть в процессе “тренинга”. Некрасиво и громко стыдили тех, кто “мешает”. То, про что сейчас знают все, тогда было новинкой, но каким-то спинным мозгом я чуяла, что эти правила нужно нарушать. Делать всё, что можно делать, оттормаживаться и включать позицию стороннего наблюдателя. Однажды меня даже (как сейчас помню, это было в каком-то зале гостиницы “Турист” недалеко от института) с позором выперли из зала. Прямо в разгар зомбирования я попила воды из собственной бутылки, на меня зашикали, причём организаторы, а не сидящие рядом люди. А потом я ещё вопросы начала задавать. Сейчас удивляюсь, что просто выставили за дверь, а не наподдали. Думаю, могли бы.


Во взрослом возрасте я в силу специфики работы видела много религиозных фанатиков. Да, в тему семейного устройства таких людей тянет (в индивидуальной практике я почти не сталкивалась с этой темой). А я ещё многократно пересекалась с баптистской церковью, даже вела для них группы ШПР. Т.е. прямо тусовалась внутри церкви, но в совсем другом статусе. Кстати, до сих пор недоумеваю, отчего у них такие странные проповедники. Вот натурально, женщины в экзальтации придыхают: “Ах, ох, сейчас *** будет говорить”. А я смотрю и вижу дяденьку, похожего на Стаса Михайлова, который произносит “шутки за триста” и не блещет умом. И там таких реально много! И их слушают! Для меня это прямо загадка, на меня такое обаяние не действует от слова совсем.


Короче говоря, с юных лет у меня конкретная идиосинкразия на всякое культовое. Нет, я не мню себя шибко волевой и прошаренной, но стараюсь отсекать от себя всё, что так или иначе похоже на секту. Будь то религия, тренинг или марафон по похудению. Спасибо, не нужно. Я не буду делать как все и переступать через собственные потребности. И я точно знаю, что “заклинание против секты” работает только на начальных этапах, когда ты ещё не там. А если ты уже принял первое правило бойцовского клуба, жди беды.


Поляринов в книжке описывает психотерапию и реабилитационные центры для жертв религиозных сект. В пространстве книги это всё звучит отлично. На деле же в нашей стране профессиональной помощи выходящим из всевозможных культов с гулькину пипиську (в основном, этим занимаются представители официальных религий). А пострадавшим от “тренингов” и корпоративного сектанства не помогает вообще никто. Так что если вас потянуло примкнуть к какой-нибудь секте, отложите заранее деньги на психотерапевта. Возвращение будет стоить дорого.


Просмотров: 7

Недавние посты

Смотреть все

© 2017-2021 Светлана Качмар

г. Москва

svetlanavol@yandex.ru