Фильм "Розыгрыш" глазами психолога

Сегодня старый добрый фильм "Розыгрыш" режиссёра Владимира Меньшова по сценарию Семёна Лунгина. Год выхода: 1976.


Сюжет, я думаю, вам знаком. Действие разворачивается в школе. Ученики одного из старших классов решают "разыграть" учительницу и сделать вид, что она забыла их предупредить о контрольной. В итоге обман быстро раскрывается, следуют санкции. В классе назревает конфликт.


Параллельно развивается история новенького ученика, Игоря Грушко. Он переехал из другого города и не очень понимает обстановку в классе, но зато имеет интерес в музыкальной сфере. Парень собирает собственную группу из одноклассников, не участвуя в конфликте. Заодно проникается симпатией к девочке, которую затравили в классе, но по своим причинам.



Для меня это кино имеет профессиональный интерес. В фильме отлично показаны очень типичные советские семьи. Где-то широкими мазками, где-то подробно до закорючки, но всегда очень верно. Некоторые сцены можно вставлять в учебник по семейной психологии (ссылку на самый, пожалуй, важный диалог повешу в первый комментарий).


Итак, первая семья - семья главного положительного героя Игоря Грушко. Он переехал к тётке в Москву из другого города прямо посреди учебного года. Мама Игоря умерла от рака, у отца другая семья. Парень пережил страшную утрату, а поддержки у второго родителя не нашёл. Резковатый характер Грушко явно закалился от пережитого, при этом убеждения у него сформировались идеалистические. Авторам фильма это заметно нравится. Грушко ершист, но невероятно витален, за этим интересно наблюдать.


Вторая семья самой учительницы Марии Васильевны Девятовой. Ну, как семья... Скорее, "семья". Одни только выпускники за тридцать лет педагогической карьеры. Личной жизни ноль, всю себя она посвятила преподаванию. Удивительный типаж: честная учительница, которая не имеет права на личное счастье. В силу семейного одиночества Девятова не всегда понимает стремления своих учеников, но всегда старается вникнуть.


Третий вариант семьи думаю, многим знаком. Семья, где не так важно, кто родители и как именно они участвуют в воспитании ребёнка, потому что есть Бабушка. Бабушка главная, за всё платит (даже за барабанную установку) и всем руководит. Это семья Ильи Вардзиели, одного из приятелей главного героя. Сам Вардзиели мягкотел и беззлобен. В конфликте класса его немного мотает из стороны в сторону, но он всё же находит свою позицию. Такие парни вырастают и обычно берут в жёны таких же как бабушка командирш.


А дальше интереснее. Семья главного отрицательного героя, умного, но скользкого Олега Комаровского. Он нацелен на поступление в "хороший институт" и уже распланировал себе жизнь, и ему сильно помешал конфликт с учительницей. Комаровский показан удивительно органично, он совсем не плоский злодей, а очень понятно мотивированнный.


В его семье обычный для застойных времён расклад: папа "обычный инженер", а мама страдает. Подавал надежды, но особой карьеры не построил. Эдакий Гоша из ещё одного Меньшовского фильма, только более тихий и обаятельный. Он любит играть на трубе, и делает это даже на улице во время первомайской демонстрации. Из-за этого проходящий мимо Олег стыдится собственного родителя.

Мама Олега недовольна мужем. Она выходила замуж за перспективного студента, а в итоге получила мужчину, которому "и так хорошо". Олег с матерью объединены в коалицию против отца, но открыто не конфликтуют. Ведут интеллигентные разговоры. При этом происходит некоторая инверсия ролей. "Слабый" отец всё ещё живёт романтическими идеалами и занимает нижнюю ступень в семейной иерархии, а "сильный" сын поучает отца из родительской позиции.


И ещё одна семья. Семья главной героини Таи Петровой, которую травят в классе, но до последней сцены не могут "пронять". Тая вообще на своей волне. Школьная суета для неё явно не имеет большой ценности. У неё свои достаточно хорошие отношения с учителями, крепкая система ценностей и, что важно, хорошая нормотипичная семья. Любящая бабушка занимается домом. Родители увлечены интеллектуальным трудом. Также имеется старая собака водолаз, с которой все обращаются с большим уважением. Чувствуется, что Тая не оторвана от корней, как многие ровесники, а живёт "с опорой на род". Ей это очень помогает быть цельной и независимой от мнений ровесников.


Нешаблонный негодяй Комаровский однажды приходит в гости к Тае, видит вот это всё - "профессорскую" квартиру, собаку, всю эту интересную и большую (как ему кажется) жизнь, и его прямо корёжит. Олегу не нравится то, что происходит у него дома, хотя его там совершенно точно любят и поддерживают. Ему хочется обычной крепкой семьи с историей и понятным распределением ролей. В итоге он даже не сразу решается озвучить свою просьбу к Тае. Уж очень мелкотравчато она звучит.

В финале фильма все сюжетные линии объединяются и разрешаются через открытый конфликт. И это прямо здорово! В современном кино мало нормальных конфликтов: либо истерика, либо заметание под ковёр, а тут происходит нечто логичное.


Короче говоря, самое время посмотреть или пересмотреть фильм "Розыгрыш". Какой-то он светлый и настоящий. И будет вам катарсис, обещаю.

Просмотров: 2

Недавние посты

Смотреть все