Что мы знаем друг о друге?

В работе с семьями-с-подростками или со взрослыми, которые приходят с вопросом об отношениях со своими родителями, я иногда использую упражнение "Что мы знаем друг о друге?".



Я прошу каждого составить некоторый список фактов о другом: родителя о ребёнке, ребёнка о родителе. Именно фактов, а не предположений или жалоб. Причём таких характерных фактов, по которым можно было бы узнать героя "сочинения".

Потом мы это вместе обсуждаем. Часто выясняется, что близкие люди не очень хорошо знают историю и интересы друг друга. И ещё чаще - концентрируются только на неприятных моментах (диагнозах ребёнка, например, или ситуациях, в которых родители что-то не так сделали).


Кстати, по опыту могу сказать, что дети обычно лучше справляются с заданием. Знают, конечно, меньше, но и гораздо реже клеят на родителей ярлыки ("папа ленивый", "мама двоечница"). Детям бывает лень много писать, и они добавляют на словах.


А вот родители, в чьей хорошей памяти нет никаких сомнений, нередко сразу начинают либо с общих характеристик ("вообще, она умненькая"), либо сразу с претензий ("совсем не хочет учиться"). Родители пишут большие тексты, но фактов там обнаруживается не так уж и много.


В итоге получается, что после встречи с психологом родители и дети в очередной раз заново знакомятся друг с другом. И я всегда радуюсь, когда этот способ знакомства не ограничивается временем сессии, а забирается участниками в обычную жизнь.

Просмотров: 8

© 2017-2020 Светлана Качмар

г. Москва

svetlanavol@yandex.ru