Школа - это не только источник травм

Понятно, что по роду деятельности я читаю много психологической литературы. Понятно, что во многих книгах о детском опыте рассказывается в контексте травм и психических увечий. Тут тебе и насилие в семьях, и буллинг в школе, и злые учителя, и малоадекватные первые любови.


И это всё, конечно, очень важно изучать, чтобы эффективно работать с людьми, и чтобы собственная голова была в порядке. Но! Знаете, чего мне в последнее время так не хватает в подобных книгах? Другого опыта! Опыта выживания и оптимизма, рассказов о том, как люди справлялись, анализа собственных удачных копинг-стратегий и т.д.



Я не сторонник подхода, в котором всё "не положительное" объявляется травмой. Нет, далеко не все "травмируются" даже в самых жутких обстоятельствах (и это видно, например, по нашим приёмным детям).

Мне в последние годы очень интересны установки, личностные качества, особенности нервной системы и приёмчики, благодаря которым люди "перемогают" и превозмогают даже самые неудачные жизненные коллизии.


Первая неделя сентября всколыхнула школьные воспоминания, и я читаю в лете одну за другой печальные и злые истории школьного детства. И это действительно очень больно. Хочется обнять каждого, что пережил издевательства или учебные трудности.


Но меня волнует другое. Что меня НЕ травмировало в школьные годы? Что помогло прожить и совладать с трудностями? Чему меня научила школа в плане коммуникации и саморазвития? И какие навыки я применяю сейчас, если нужно справиться с непростой ситуацией?


Моё школьно детство не было ужасным, хотя бывало всякое.


Во втором классе я инициировала конфликт с любимой (!) учительницей. Из принципа. Я сочла, что она поступила несправедливо (и до сих пор так считаю), и не пошла на примирение. Вопрос стоял о переводе меня в другой класс, но я так и не пошла "извиняться". В итоге я осталась в своём классе, и мы даже как-то проговорили тет-а-тет, что произошла фигня, и мы друг друга не поняли. И я для себя сделала вывод: за правду не так страшно терпеть лишения. Да, мне было бы очень грустно в другом классе, но переступать через себя ради зоны комфорта - это так себе решение.


С другой стороны, у той же Серафимы Николаевны я почерпнула столько копинг-стратегий, что мне потом на всю среднюю школу хватило. Мне было вполне понятно, что учитель не должен быть идеальным, что это живой человек со своими завихрениями и перепадами настроения. Но если он правда любит детей и ловит фан от профессии (а наша Серафима отработала в школе стопицот лет и не растеряла интереса), то я тоже могу потерпеть некоторые неудобства.


В начале девятого класса я оказалась втянута в конфликт одноклассников и одношкольников. Помимо своей воли, т.к. проболела самое его начало, и до сих пор не знаю, в чём там было дело. Но факт остаётся фактом, я получала претензии от обеих сторон. Не могу сказать, что меня как-то уж прямо обижали или травили. Этого не было, да и как-то вообще меня никогда особо не трогали, потому что я была "умная" и не шибко злопамятная. Но всё равно пришлось пережить несколько весьма неприятных месяцев.


Что меня поддержало тогда? Во-первых, понимание, что это пройдёт. Это возрастное, и к старшей школе сгладится. Во-вторых, собственная социальная жизнь вне школы. У меня была компания из летнего лагеря, старшие подруги. А также однокашницы, не вовлечённые в конфликт. Мы раньше не так, чтобы дружили (из-за территориального фактора), а на фоне чужого выяснения отношений нашли время друг друга рассмотреть. В-третьих, учёба. В конце концов, надо было дохрена всего сдавать, у нас была ускоренная лицейская программа, а я при всём своём умище не очень дружила с физикой и органической химией.


По итогам я сделала для себя много выводов. О том, что иногда надо выставлять приоритеты не в пользу общения, а в пользу учёбы. И о том, что общение с теми, кого ты вроде как знаешь с определённой стороны, может быть насыщенным и интересным. И что школа школой, но весь мир кагбэ сильно шире.

А в старшей школе было очень здорово. Пожалуй, ради этих двух лет можно было немножко пострадать.

Просмотров: 7

© 2017-2020 Светлана Качмар

г. Москва

svetlanavol@yandex.ru