Этический кодекс психолога

Первое. В России нет закона о психологической помощи. То, что периодически вносится в Госдуму (последний раз, кажется, в ноябре 2020 года), страшно читать. С юридической точки зрения это не закон, а кошкины слёзы. Толку с него ноль, а вот отрасль он прибьёт конкретно. Соответственно, если нет закона (а на русской земле хочется добавить "и слава богу!"), не может быть никакого единого этического кодекса психолога.

Второе. В России есть профессиональные сообщества и ассоциации психологов. Вступать в них не обязательно, но многие специалисты всё же членствуют в них. Соответственно, у каждой ассоциации есть свой этический кодекс. Данная информация открыта и каждый потенциальный клиент может с ней ознакомиться.



Теперь собственно текст про этику психолога, про которую надо понимать, что это не высеченный в граните закон, а некий консенсус между специалистами и клиентами. Т.е. этические вопросы разрешаются на уровне "так принято" и "так не принято". И, конечно, есть некоторая серая зона, в которой отношения строятся на усмотрение конкретных людей.

Я попробую разобрать на примерах, что в терапевтических отношениях (а именно они возникают, когда человек приходит на терапию к психологу) нормально, а что нет.


0) Ответственность за соблюдение этического кодекса по большей части лежит на специалисте. Клиент не может и не должен знать всего этого.


1) Разглашение информации

❌ Психолог не должен разглашать ни содержание ваших бесед, ни сам факт вашего к нему обращения, кроме случаев угрозы жизни и здоровью или при запросе от правоохранительных органов.

⏺ Психолог не может запретить клиенту рассказывать о процессе терапии и применяемых методах. Однако может обсудить вопрос о том, как эта информация подаётся клиентом. Например, для безопасности самого клиента. "Никому не рассказывай о бойцовском клубе" - не ок, "Мне кажется, это может повредить вам вот таким образом" - ок.

✅ Психолог может предложить клиенту поучаствовать в открытой работе или в записи сессии для учебных целей. Обычно такая работа проходит бесплатно. У клиента всегда есть возможность отказаться. Ареал распространения этого материала обсуждается заранее.


2) Купля-продажа

❌ Психолог не продаёт клиенту ничего, кроме своих услуг по психологической помощи. "Купите мою книжку", "обратитесь к моему мужу, он врач", "дайте денег в долг" - это всё не ок.

❌ Психолог не работает по бартеру или в счёт собственного долга.

⏺ По запросу клиента можно его проинформировать о том, где продаются ваши книги и где опубликованы ваши статьи.

⏺ Психолог может разово передоговориться с клиентом о правилах оплаты. Например, у клиента заблокировали карту, и он не может своевременно внести платёж, но консультация всё равно проводится. Обычно такие правила не работают при первичном обращении, но работают в длительной работе.

✅ Психолог чётко объясняет правила оплаты сессий и не требует оплаты сверх договорённостей.

✅ Психолог может предложить бесплатную консультацию в экстренной ситуации. Это может работа pro bono, т.е. для общественной пользы (например, консультирование жертв насилия). Либо это работа на благо студентов.

3) "Дружба" в социальных сетях

Сейчас правила цифрового этикета ещё устанавливаются, поэтому здесь будет много правил из серой зоны.

❌ Психолог первым не предлагает клиенту дружбу в социальных сетях. На время терапевтических отношений психолог не добавляет клиента во френды на своих страницах.

❌ Психолог не публикует в блоге или социальных сетях реальные "истории из практики".

⏺ Психолог сам регулирует объём личной информации, доступной в интернете, исходя из представления, что любой человек может это прочитать. В т.ч. "сталкер".

⏺ Психолог может добавить клиента в закрытую группу или чат, если речь идёт о групповой терапии. Обычно в таких группах размещаются материалы группы и/или обсуждаются домашние задания. О существовании группы или чата клиент знает заранее.

⏺ В социальных сетях есть функция "подписки". Психолог может продвигать свои услуги через социальные сети, и тогда допустима подписка на его страницу. Однако, повторюсь ещё раз, это тонкое место. Пока нет единого мнения, как правильно.

⏺ Механизм социальной сети может случайным образом "подсовывать" страницы или комментарии клиента. Что с этим делать, решает сам психолог. Но комментировать в ответ и, тем более, "ставить диагноз по аватарке" не принято.

⏺ Психолог может публиковать собирательные истории из практики, но в обезличенном виде, с разрешения участников и с временным лагом. Даже если клиент, находящийся в терапии, хочет, чтобы его история была опубликована психолог в общем случает откажется.

✅ Лучше не смешивать терапию и общение. В общем случае психолог не интересуется тем, что вы пишите в сети. Что клиент принёс на сессию, с тем и идёт работа.


4) Отзывы

❌ Психолог не просит клиента дать отзыв по чётко установленной форме. Психолог не требует рекламы своих услуг и не предлагает провести встречу в обмен на положительный отзыв.

⏺ Психолог может попросить не рекомендовать его определённым категориям клиентов. Например, если видит, что его тэгнули в комментариях под постом типа "Порекомендуйте психолога для дочки". Например, психолог не работает с детьми, или не набирает новых клиентов прямо сейчас, или ему не нравится, что его фамилию тэгают на неизвестных страницах. Но в любом случае, это предмет для разговора тет-а-тет.

✅ Психолог моет попросить заполнить форму обратной связи для улучшения качества услуг. Психолог может попросить оставить отзыв о тренинге или обучающем семинаре после его завершения.

5) Физический контакт

❌ Психолог совершенно точно не может трогать вас без разрешения. Тем более причинять вам боль. "Я тебя ударю, чтоб ты мог выразить свой гнев" - не ок. Заниматься сексом со своими клиентами - очень-очень не ок.

⏺ В некоторых методах психологической работы физический контакт подразумевается. Например, в психодраме или семейных расстановках ведущий может руками подкорректировать позу клиента. Об этом принято предупреждать заранее. В телесной терапии психолог может показывать на живом человеке, какое движение необходимо совершить.

✅ Если клиенту больно, некомфортно или кажется, что контакт имеет эротический подтекст, всегда есть правило "стоп", и оно проговаривается заранее. В общем случае никто никого не трогает руками, ногами и любыми другими частями тела.

6) Отмены и переносы сессий

❌ Психолог не отменяет и не переназначает встречу, по тому что ему вдруг так захотелось.

❌ Психолог не заставляет клиента работать больше, чем тот готов.

❌ Психолог не просить нарушить заранее обговорённый порядок оплаты встреч.

⏺ В редких случаях возможна отмена или перенос встречи по просьбе психолога. Обстоятельства могут быть разные: заболел ребёнок, отключился интернет, предыдущий клиент стоит в окошке и хочет выпрыгнуть. Психолог не обязан объяснять клиенту, почему просит о переносе или отмене встречи. Психолог предлагает бесплатную сессию в качестве компенсации или возврат денег. Обычно это единичные истории.

⏺ Если клиент регулярно опаздывает или срывает встречи без предупреждения, за этим следуют штрафные санкции. Например, клиенту не возвращается оплата за сессию, на которую он не пришёл. Данный пункт попадает в серую зону из-за того, что не всегда данный пункт можно закрепить юридически. Но на уровне правил он всегда предварительно озвучивается.

⏺ Личные границы психологов могут выстраиваться по-разному. Для какого-то специалиста плавающий график встреч недопустим, для какого-то приемлем. Важно, что это проговаривается ротом вслух, а не замалчивается.

✅ Клиент может отменять встречу заранее, брать паузу в терапии или просить о дополнительной сессии. Психолог откликается на просьбу и обговаривает существующие возможности.

✅ Психолог заранее знакомит клиента с тем, какая частота встреч оптимальна для его подхода. Например, психоаналитики могут предложить встречи пять раз в неделю. Но в общем случае раз в неделю - это общепринятая история

7) Отношения вне терапии

❌ Пока идёт терапия, никаких других отношений не может быть. Ни дружеских, ни рабочих, никаких других. Психолог не может просить клиента об услуге. Психолог не предлагает клиенту работать на себя в обмен на психологическую помощь.

❌ Психолог не ездит отдыхать вместе с клиентом и его семьёй. Психолог не устраивает к клиенту на работу своих родственников.

❌ Психолог не работает со своими родственниками и друзьями. Не берёт в работу жён и детей своих родственников. Не работает с близкими друзьями клиентов.

⏺ В серую зону попадает обучение. Иногда предлагается присоединиться к обучающей группе, где в т.ч. может предполагаться некоторый клиентский опыт, в обмен на выполнение административных или иных функций. Объём работы и временные границы должны быть заранее чётко обговорены. "Ты работаешь администратором группы в течение полугода и тут же занимаешься" - ок. "А давай ты мне сделаешь то-то и то-то, а я позову тебя к нам в группу" - не ок.

⏺ Психолог может проявлять некоторую заботу "сверх" терапевтического взаимодействия. Например, предложить чай плачущему клиенту или организовать "выездную сессию", если происходит что-то неординарное. Это сфера договорённостей.

✅ В общем случае взаимоотношения психолога и клиента происходят только в рамках терапии.

✅ После завершения терапии допускается участие бывшего клиента в обучающих семинарах психолога.

✅ Допускаются приятельские отношения после совместной работы в обучающей группе или в группе поддержки формата "равный равному". Однако, психолог никаким образом не может навязывать эти отношения.

8) Взаимодействие с членами семьи клиента

❌ Психолог не передаёт другим членам семьи никакие сведения без согласования с клиентом. Исключение - сведения об угрозе жизни и здоровью клиента.

❌ Психолог не вовлекает членов семьи клиента в какие-либо отношения.

❌ Психолог не имеет полномочий разрешать или запрещать клиенту обсуждать содержание работы с членами семьи.

⏺ В серую зону попадает работа с детьми. Здесь нет общего правила, за исключением правил медицинских организаций, в которых может работать психолог. Общее правило сложилось так: психолог сообщает ребёнку, что он расскажет о чём-то родителю, либо пригласит родителя на совместную сессию.

✅ В случае обращения взрослых клиентов, психолог работает с тем, кто обратился, и не работает с членами его семьи. Клиентом может быть как один человек, так и семейная пара или семья с детьми. Психолог работает с юнитом.

✅ Семье с детьми может быть предложен смешанный формат работы: на этой неделе семья, на другой неделе отдельно ребёнок или родитель.

✅ В семейной терапии на сессиях могут присутствовать разные члены семьи. Это обговаривается заранее. Также могут проводиться отдельные сессии для каждого члена семьи, но для выравнивания баланса сил обычно предлагается индивидуальная сессия и для остальных. В других видах терапии обычно не приглашают членов семьи.

9) Урегулирование конфликтов

Здесь тоже почти сплошная серая зона.

❌ Публичные разборки и претензии в интернете недопустимы. Клиент может писать, что угодно. Психолог не может ему отвечать там же.

❌ Гнев, обиду и прочие яркие чувства психолог может обсудить со своим терапевтом или супервизором. Общение с клиентом не должно выходить за рамки формальной вежливости.

❌ Психолог не может преследовать или оскорблять клиента как находящегося в терапии, так вышедшего из терапии.

⏺ Клиент может обратиться с жалобой в профессиональную ассоциацию, в которой состоит психолог. Если состоит (это не обязанность и не правило). Тогда разбирательство будет происходить по правилам ассоциации. В общем случае на письменное обращение должен быть дан письменный ответ. Ответ может дать как ассоциация, так и психолог лично.

⏺ Профессиональная ассоциация или организация, в которой работает специалист, может предложить услуги медиации либо создать конфликтную комиссию и выступить посредником в разрешении конфликта. Общего правила нет, в каждой организации свой порядок.

⏺ Профессиональное сообщество может выпустить коммюнике в защиту специалиста. "Он классный профессионал и раньше таких ситуаций не было" - ок. "Клиент дурак и психический" - не ок.

✅ Клиент в любой момент может прекратить терапию. Вот вообще в любой момент. Это его право. В т.ч. если ему не нравится терапевт.

✅ Психолог также может прекратить отношения с клиентом, вежливо объяснив причину.

✅ Юридические/судебные процедуры работают в обе стороны. Закон защищает честь и достоинство, финансовые интересы и физическую неприкосновенность как клиента, так и психолога. В России считается "стыдным" обращаться в суд, но в общем случае это нормальная практика. Однако не менее нормально пытаться уладить конфликт на досудебном этапе.


10) Выбор метода

❌ Психолог не описывает свои направление и методы работы как единственно правильные.

❌ Психолог не запрещает клиенту обращаться к другим специалистам.

⏺ Психолог делится своим мнением (если его об этом спросили) о возможности совмещать терапию и другие виды психологической помощи, а также о работе с несколькими специалистами. "Работай только со мной, тебе больше ничего не нужно" - не ок. "В нашем направлении считается, что совмещать две параллельные терапии невозможно. Ты можешь выбрать одну" - ок.

✅ Психолог честно рассказывает о возможностях и ограничениях выбранного метода.

✅ Психолог адекватно реагирует на желание клиента выбрать другого специалиста или другой метод работы.


Получился такой вот гайд из десяти пунктов. Конечно, здесь описаны не все нюансы терапевтических отношений. Но, надеюсь, хотя бы в какой-то части этот текст прояснит этические вопросы взаимодействия психолога и его клиента.

Просмотров: 72

Недавние посты

Смотреть все