Профилактика подростковых суицидов


А теперь немного про личный опыт.

Моё отношение к суицидам и суицидентам сильно изменилось с возрастом и погружением в профессию. Если кратко, то я прошла путь гуманизации. Во мне меньше паники, но больше жалости и уважения.

Отправной точкой стала (к счастью неудавшаяся) попытка суицида моего кавалера. Это был 96 год, мне было 16, ему 17. Я его бросила, а он решил напиться таблеток и вскрыть вены. Сделал, но позвонил мне попрощаться. Я успела дозвониться до его мамы, мальчика спасли. После инцидента меня обещали убить. Серьёзно.

Сейчас я понимаю, что могла бы действовать мягче. А ещё понимаю, что мальчик сделал это не потому, что прочитал что-то "побуждающее к самоубийству". И даже не потому что я его "отшила". А потому, что был психически болен, и это была не первая его суицидальная попытка.

Вывод: иногда самоубийство - это следствие болезни. Если ваш ребёнок болен, его надо лечить, с ним надо работать, контролировать приём лекарств, держать руку на пульсе. Да, срыв возможен, но надеяться, что ребёнок самостоятельно выплывет, не стоит.


Прямо сейчас я знаю некоторое количество взрослых людей с психическими заболеваниями, которые потенциально "могут". Скорее всего, вы тоже знаете таких людей, но не догадываетесь об их биполярном расстройстве или шизофрении, т.к. правильно подобранная терапия помогает жить "с этой стороны травы".

Почитайте литературу, посмотрите видео о детских психических расстройствах, например о депрессиях. Это полезно для расширения родительских компетенций. У вполне благополучных подростков, умных, адекватных, критичных, в голове может твориться такой ад, который вы себе даже не нафантазируете. Терапевты, работающие с подростками-самоубийцами, очень верно пишут: они не хотят умирать, им невыносимо жить.

Мироздание подкинуло мне во взрослом возрасте "сюрприз" - клиническую депрессию. Видимо, чтобы я наконец-то поняла, как оно выглядит изнутри.

Подтверждаю: жить невыносимо. Если не лечиться.

Я знала людей, по большей части очень молодых, которые "суициднулись" под кайфом. Т.е. так "обдолбались", что потеряли контроль над своим разумом. Не во всех историях суицид был назван суицидом, в части эпизодов это проходило под названием "несчастный случай". Выпрыгнул с балкона - "несчастный случай".

Вывод напрашивается сам собой - некоторые вещества изменяют сознание, профилактируйте употребление ребёнком наркотиков. Да, сейчас нет "Первой аптеки", но достать "вещества" гораздо проще, чем во времена нашей молодости.


У меня была весёлая юность. Более весёлая, чем это можно представить, глядя на меня нынешнюю. В моём окружении употребляли ... разное, "резались", вешались, становились участниками и жертвами тяжких преступлений, пропадали без вести и т.д. Мне хотелось понимания, почему так происходит, я была готова разговаривать об этом со своей мамой. Я проявляла инициативу, но меня не услышали, а что услышали - истолковали превратно. Я очень хорошо понимаю, почему не работает контроль, и к каким последствиям приводит родительская тревожность - дети закрываются и уходят в глухой отказ от контакта.

Вспоминается курьёзный эпизод, когда мама, порывшись (без разрешения, конечно) в моём рюкзаке, добыла листочек с надписью "мама, мы все" и сделала свои выводы. Объяснять, что я тренировалась писать разными шрифтами, используя строчку из песни Цоя, было бесполезно - мама не знала, кто такой Цой. А вот провалиться на месте (убежать, ускользнуть в изменённую реальность) очень хотелось. Потому что не-вы-но-си-мо жить в доме, где тебя всегда в чём-то подозревают.

Вывод: надо не просто "разговаривать с подростком", а таки вникать, не падая в обморок. Демонстрировать принятие чаще, чем отвержение (не только на словах). Дети вырастут, а отношения могут и не восстановиться. В т.ч. потому, что ребёнка больше нет.


См. выше: у меня была весёлая юность. В декаданс мы таки играли. Не более, чем среднестатистические подростки с интеллектом чуть выше табуретки: читали и писали мрачные стихи, делились "умными мыслями", смотрели и обсуждали "Общество мёртвых поэтов". Это возрастной этап такой, так развивается рефлексия.

Я не хотела и не пыталась умирать, у меня были свои способы демонстративного поведения. Но я вполне могла умереть по нелепой случайности, а выглядело бы это как суицид. Не буду устраивать признаний, просто приведу один эпизод. Летом 96 года я падала с крыши, по которой мы с приятелем романтически гуляли - просто споткнулась и покатилась к краю без ограждения. Мой кавалер успел поймать меня за косу и затормозить падение. Я думаю, если бы я всё же навернулась, друг мой мог бы спокойно уйти. В нашей компании его почти никто не знал, скорее всего предположили бы, что я была одна на этой крыше. А в рюкзаке у меня лежали личные дневники, записки и "запрещённая литература" - т.е. накрутить версию можно было без особых усилий. Тем более, повторюсь, родители почему-то ждали от меня какой-нибудь дурости.

Вывод: необходимо учитывать возрастные особенности развития подростков и юношей. И признавать вот этот вот "неудобный" пласт всякой "фигни", которую они пытаются на себя примерять. Или вы правда думаете, что можете просто "закрыть вконтактик" и закрыть глаза на то, что подростки играют с жизнью?


И ещё один вывод, самый, пожалуй, сложный для принятия: мы не можем контролировать всю жизнь наших детей. Мы можем только стараться воспитывать критическое мышление, любить и интересоваться. Быть здоровыми, стабильными, ресурсными родителями. Быть родителями своим детям.


Полезная информация:

- Буклет организации Mind (mental health charity), Великобритания "Что такое суицидальные мысли".

Скачать в формате .PDF >>

#Психология

Просмотров: 10

© 2017-2020 Светлана Качмар

г. Москва

svetlanavol@yandex.ru