FOMO или YOLO

На днях наткнулась на пост об инвестициях, где упоминались стратегии FOMO и YOLO (не волнуйтесь, сейчас объясню, что это такое). А я же всё подряд перерабатываю в контент о психологии. Так что ловите длиннопост.


FOMO и YOLO - это две инвестиционные стратегии. А как вы уже заметили, мне ужасно интересна эта тема. Вообще, из всего, к чему применимо прилагательное “экономическое”, меня больше всего привлекает поведение.





Также FOMO и YOLO - это стратегии поведения в самом широком смысле, их можно натянуть как сову на глобус на разные жизненные обстоятельства.


Вообще, FOMO и YOLO придумали не биржевики. Эти аббревиатуры появились в социальных сетях. Т.е. это буквально хэштеги.


Изначально FOMO и YOLO обозначали некоторые импульсивные действия и переживания вокруг этих действий. Инвесторы притырили себе удобные словечки и нашли им достойное применение. Психологи решили не отставать и потихоньку забирают их обратно. (Сами стратегии давным-давно описаны в психологической литературе, просто им не хватало тикеров).


FOMO — от Fear of Missing Out (“страх упущенной выгоды”). Это когда человек боится упустить важные события или ценные ресурсы и начинает делать дурацкие выборы (или отказывается от выбора из-за тревоги).

Термин FOMO одной из первых стала использовать профессор университета MIT Шерри Теркл. Она как раз изучала поведение людей в соцсетях.


YOLO — от You Only Live Once (“ты живёшь только раз”). Это когда человек одержим потребностью получить желаемое немедленно, даже если в будущем ценность его повысится. Даже если придётся рискнуть слишком многим.

Надо понимать, что одна стратегия не исключает другую. И что обычно их больше, чем две.

В реальной жизни FOMO и YOLO органично сочетаются в отдельно взятом человеке. Особенно если: - человек не умеет обрабатывать собственные аффекты; - у человека в жизни мало безопасности и много фрустирующего опыта; - у человека крайне мало ресурсов или, наоборот, на него случайно свалилось “богатство”.


Попробую объяснить суть стратегий FOMO и YOLO на кондитерских изделиях.

Итак, наш первый герой Вася. У него было трудное детство без сладостей. Сейчас Вася вырос и знает, что приличные люди всем сладостям предпочитают зефир. Вася хочет быть не хуже (лучше) других и стремится попробовать самую вкусную зефирку в мире. Но сразу весь зефир на свете стоит слишком дорого, Вася не может один раз купить и хорошенько обожраться. Да и производители всё время выпускают новинки. При этом Вася привет никогда не изучал состав, мало знает о производителях зефира и не понимает, в какие дни магазины продают зефир со скидкой. Вася бегает от одной торговой точки к другой, выискивая “лучшую зефирку”.

Вася тратит время и нервы. Васе бывает трудно дождаться акционной цены на популярный, но дороговатый зефир “Мермель”, и тогда он покупает нечто с названием “Синяя цена”. Вася мучается, жуя невкусную зефирину, и выбрасывает в ведро едва открытую пачку. После этого долгое время не решается купить вкусный “Мермель”, потому что его мутит от предыдущей покупки.

Вася устал, с каждым днём Васе становится всё труднее выбирать зефир. Он разочаровывается в вожделенном лакомстве и в собственной жизни. Во-первых, потому что лишь одна из пяти купленных зефирок в итоге оказывается съедобной. Во-вторых, новые марки не перестают появляться, и Васе приходится тратить больше времени на бессистемный зефирный мониторинг. У Васи уже зубы сводит в кондитерском отделе, а он всё ещё не выбрал любимый зефир. В конце концов, Вася чувствует себя беспомощным и отказывается от любого выбора (прямо как собачки из опытов Селингмана). Все вокруг едят зефирки и радуются, а Вася тихо плачет в уголке.

Это вариант реализации стратегии FOMO.


А теперь Петя, который не так, чтоб голодал в детстве. Просто не видел особого разнообразия. Петя знает, что печеньки - “прикольная тема”. Печеньки приносят быструю радость, их любят крутые пацаны.

Также Петя знает, что печеньки имеют свойство заканчиваться, и не факт, что следующие печеньки получится быстро раздобыть. Петя мечтает выиграть мильён в лотерею, чтоб купить три фуры печенек.

Однажды Петя находит в кармане зимней куртки тыщуденег. Он сначала удивляется, потом радуется, а после идёт в магазин. Там он спускает всю тыщуденег на лучшие печеньки, которые заведомо не в состоянии сожрать. “Однова живём!”.

Конечно, Петя мог бы тыщу дней покупать себе по печеньке. Но кто знает, будет ли эта тыща дней впереди? И вообще, планирование для лохов, это скучно. Крутые пацаны живут берут от жизни всё прямо сегодня.

В итоге Петя обжирается печеньем до панкреатита и непроходимости кишечника. Ему плохо и больно. Оплатить лечение он не в состоянии - все деньги ушли на печенье. Но Петя не сдаётся и верит, что когда-нибудь ему опять повезёт.

Это вариант реализации стратегии YOLO.


Ещё у нас есть Марина. На первый взгляд, разумная и осторожная. Она очень любит мармеладки, но в институте её научили прилагать некоторое усилие для достижения желаемого.

Марина открывает мармеладный магазин, но никак не может правильно составить ассортимент. Закупает всё подряд, не интересуясь вкусами покупателей. При этом грустит, когда “не угадывает” спрос.

Марина берёт кредит на партию дорогого мармелада ручной работы, но не может изыскать средств для закупки “попсовых” мармеладных мишек.

А свои любимые мармеладки вообще не ест, выставляя их на прилавок по завышенной цене (где они сохнут и дохнут).

Несмотря на трудности, через год Марине удаётся заработать стотыщденег прибыли. Это немного, но и не минус.

И тогда уставшая за год Марина тёмной ночью приходит в свой магазин и начинает горстями есть мармеладки прямо с прилавков. Она долго не позволяла себе удовольствий, но сегодня она королева!

Утром офигевшие продавцы понимают, что им нечем торговать. А у Марины отключён телефон. На свои стотыщденег она купила путёвку и укатила в санаторий. Потому что “заслужила”. А магазин? Ну, как-нибудь справится.

Это вариант реализации стратегии FOMO-YOLO.


Думаю, на данных примерах становится понятно, что не так в поведении героев. Поэтому я не буду нравоучать. Просто порассуждаю, как бы мы могли поддержать Васю, Петю и Марину.


Например, мы бы попросили Васю прислушиваться к собственным желаниям, а не к мнениям "приличных" людей. Предложили бы сократить число пробуемых зефирок до одного-двух в месяц, чтобы не очень грустить в случае плохого выбора. Мы бы рассказали Васе, что уважаем его в любом случае, и с зефиром, и без.


Пете мы могли бы подсказать, как выбрать разное на свои стотыщ денежек. Не забыв, конечно, про любимые печеньки. Мы бы угостили Петю мороженым, эклерами и, для разнообразия, смузей из груши с сельдереем. Мы бы поощряли бы Петю в действиях, требующих планирования и долгого ожидания результатов. Мы бы помогли Пете подыскать яркие развлечения без вреда для здоровья.


А Марине мы бы иногда напоминали, что “очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь” и кормили бы мармеладкой.


Какую же стратегию выбрать, если FOMO и YOLO могут привести к сомнительным результатам? Инвесторы и психологи (психологи раньше, бебебе) придумали более успешную стратегию! JOMO — от Joy of Missing Out ("радость от упущенных возможностей").


Нет, это не когда ты радуешься разбитому корыту. Это когда ты: -хорошо понимаешь свои потребности (того ли я хочу?); -верно оцениваешь риски (спасибо, что я не вписался в этот звездец!); -смотришь в будущее умеренным оптимизмом (шит хеппенс, но жизнь-то длинная).


По сути, любая психотерапия - это выработка стратегии JOMO. FOMO и YOLO могут быть хороши на короткой дистанции и при высоком уровне осознанности. А с JOMO можно спокойно прожить всю жизнь.


А какую поведенческую стратегию чаще используете вы? Я, например, типичный Вася, который уже начал кое-что про себя понимать.

20 просмотров

Недавние посты

Смотреть все